Проверка контрольного символа VIN
Приобретая автомобиль, особую важность уделяют уникальному VIN-коду. Чаще всего при угоне автомобиля данный индивидуальный код подвергается перебивке или корректировке. Такие действия позволяют сопоставить транспортное средство с поддельными документами.
Самым легким способом защититься от мошенничества при покупке машины является суммарное вычисление VIN-кода и сравнение суммы с 9 символом этого номера. Поэтому этот уникальный номер называют контрольным.
Процесс расчета
Каждый буквенный знак кода соответствует своему эквиваленту. Его можно определить в таблице:
Все числовые знаки в идентификационном коде имеют определённый вес, который тоже заносится в таблицу:
Чтобы рассчитать контрольное число, нужно умножить вес каждого символа на его числовое значение. Затем произведения складываются, а полученный результат необходимо разделить на 11. При делении получается число с остатком. Именно этот целый остаток и будет считаться искомой цифрой. Если результат будет равен 10, то он обозначается латинской буквой «X».
Чтобы понять, как сделать проверку контрольного символа VIN, рассмотрим все манипуляции на реальном примере.
VIN-код: 4T1BF32KX2U517031.
Переводим все буквенные значения в цифры: T-3, B-2, F-6, K-2, X-7, U-4.
Затем вес и цифровой эквивалент и складываем результаты:
4 × 8 + 3 × 7 + 1 × 6 + 2 × 5 + 6 × 4 + 3 × 3 + 2 × 2 + 2 × 10 + 2 × 9 + 4 × 8 + 5 × 7 + 1 × 6 + 7 × 5 + 0 × 4 + 3 × 3 + 1 × 2 = 263
Далее полученное число 263 разделяем на 11 и получаем целый остаток 10, то есть букву «X». Значит результат полностью совпадает с контрольным символом, а значит VIN-код полностью корректен.
На девятой позиции допустимы числа от 0 до 9 или латинская буква «X». Если в данной позиции находится какой-либо другой знак, то идентификационный код не проходит проверку.
Возможные варианты результатов проверки
После проверки контрольного символа VIN могут возникнуть следующие результаты:
- Контрольный символ верен, значит VIN-код настоящий.
- Контрольный символ не соответствует. Вероятно, что идентификационный знак перебит или производитель, когда создавал идентификационный номер, не следовал стандартам (он обязателен для большинства изготовителей заграничных автомобилей. Также есть особенности постановки контрольного знака у производителей из Японии).
- На месте девятого символа находится знак, который является недопустимым. Это значит, проверить правильность VIN-кода нельзя (некоторые зарубежные марки зачастую применяют латинскую букву «Z»).
Если получили результаты из пунктов 2 и 3, то рекомендуется более тщательно изучить паспорт данного транспортного средства, свидетельство о регистрации. Следует внимательно проводить осмотр автомобиля. Если документы всё ещё оформлены на старого владельца транспорта, то не следует преждевременно отдавать денежные средства.
Если авто собрали из комплекта SKD, то VIN-код наносится на кузов, и он становится его номером. При этом завод, который собирает транспорт, дает ему новый идентификационный код и наносит его на кузов. Часто происходит смена WMI в изначальном VIN-коде на код завода-сборщика, а остальные знаки переносят без каких-либо изменений. В таких уникальных знаках контрольное число не будет правильным – нужно брать изначальный код.